четверг, 22 мая 2014 г.

День и ночь Махашиваратри


 В Индии самым благоприятным временем для получения семейного благополучия считается ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун. Дата "плавает" от конца февраля до середины марта по григорианскому календарю, а в этом году выпала на 28 февраля. По традиции, индианки в этот день просят супругу Бога Шивы - Парвати о том, чтобы удачно выйти замуж, чтобы иметь красивых детей, чтобы их семейный союз процветал и креп.
  Вспомнила эпизод из моего романа "Живые тени ваянг". Там молодая женщина по имени Интан молит Бога Шиву сохранить ей и ее еще неродившемуся ребенку - жизнь. Родной город в огне, и захватчики уже во дворе их дома... Интан забегает в старое помещение заброшенной мастерской, где работал, когда был жив, ее дед, и обращается с просьбой к первой попавшейся на глаза скульптуре, одна половина которой - сам Шива, а вторая - его жена Парвати. Здесь же, на стеллаже, среди запылившихся статуэток - работ ее деда, стоит еще одна аватара этого Бога - Шива-лингам.
  Странная ипостась, скажете вы? 

Оказывается, нет. Именно этот образ и стал символом праздника, о котором я рассказываю, потому что является частью образа Линга-йони-мурти, символизирующего единство мужского - Шива, и женского - Деви - начал, от соединения которых исходит жизнь.
  Шиваратри отмечается в этой стране несколько раз в году, но этот считается самым главным, потому и носит приставку "маха" - великий, главный. Тем, кто бодрствует во время Шиваратри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю. Еще считается, что любая медитация в эту ночь в сто раз сильнее обычной.


В этот день в храмах огромное скопление народа, сюда приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются в очереди, ожидая совершить пуджу (богослужение). Люди поют  бхаджаны и мантру "Ом намах Шивая»", звонят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой. В храмах горят светильники и гирлянды, играют оркестры.

  В ведийском поклонении древних ариев главным было поклонение не идолам, не мурти (святым образам), не иконам, а священному огню. Поэтому с возжигания священного огня, с краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начинается эта пуджа.


Вторая пуджа более активная и даже страстная. Это очень красивое и пышное богослужение с молитвами и обильными подношениями богам. А во время третьей обязательно делается жертвоприношение животного, после чего на Шиву-лингам проливается жертвенная кровь. Подношения в эту пуджу уже не легкие, а тяжелые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба. Не возбраняется и воспользоваться черной магией, заклинаниями. А можно просто помедитировать, чтобы преданные воины Шивы разобрались с вашими врагами.

На снимке: 
Традиционные подношения в виде символа Линга-мурти.


Кстати, врагами считаются не только люди, но и внутренние враги - пороки и недостатки. Жертвование кокоса (его раскалывают перед алтарем) символизирует разбитие своего эго (ахамкары), а медитиция при этом направлена на то, чтобы разбить вдребезги свои не лучшие качества. Считается, что в человеке, как и в кокосе, есть огромное пустое пространство, где поселяются высокомерие и гордыня. Символично и заклание жертвенного животного: убиваются не козел, кролик или петух, а пашу-бхава (скотская природа) в нас самих.

  И, наконец, в четвертую пуджу славят Шиву как Парашиву (Абсолюта). Во время глубокой медитации люди начинают ощущать Бога как Душу своей души, как свое Высшее Я. Это богослужение проходит во время Брахма-мухурты, то есть, в предрассветные часы, когда в природе царит удивительная тишина. Так что не случайно считается, что в промежуток между сном и бодрствованием можно войти в высшее состояние сознания турию и турьятиту (состояние выше турии).

  Вот так непрерывно, всю ночь, совершается поклонение, почитание и медитация. Считается, что хотя бы на это время нужно освободить свой ум от мирских мыслей и целиком погрузиться в осознавание, в духовный опыт. И мужчины, и женщины, все уверены, что ночь Махашиваратри открывает перед ними уникальные возможности.
 
Моя подруга Мария из России прислала мне картину, которую она нарисовала, путешествуя по Индии. Казалось бы, обычный пейзаж. Но выполнен он очень сочными красками, с преобладанием красного и его оттенков. Как цвета любви и страсти? Мария и поделилась со мной впечатлениями от фантастического праздника Махашиваратри. А мне после этого захотелось рассказать о нем своим друзьям.

  Поклоняясь Шиве, индусы поставили в Мурдешваре скульптуру этого Бога высотой 37 метров. И не просто для того, чтобы удивлять паломников и туристов. Внутри фигуры находится музей, посвященный гокарнской легенде о Раване и Атма-лингаме. Так что каждый желающий может увидеть необычные музейные реликвии и послушать удивительные легенды. Среди древних сказов о символе праздника Махашиваратри есть и "Легенда о бесконечном лингаме", очень популярная не только в Индии. Вот как ее рассказывают на Бали (цитирую из моей книги "Живые тени ваянг"):
 
"Еще до того, как поселиться на мировой горе Гунунг Агунг, затеяли Брахма и Вишну спор: кто из них главнее? Долго спорили они и никак не могли прийти к единому мнению. И вдруг перед ними возник огромный огненный столб, такой высокий, что не видно его конца. Приняв его за врага, размахнулись оба божественными кинжалами, но даже и тогда не смогли его уничтожить. И решили они разобраться, в чем же дело. Отправился Брахма искать верхний конец, а Вишну - нижний, но не нашли их, и снова вернулись на прежнее место. И вышел тогда из столба-лингама Шива, демонстрируя, что он и есть самый главный, а Брахме и Вишну указал на то, чтобы они всегда почитали Линга-мурти".

  Женщины, которые обращаются с просьбами к жене Шивы, Парвати, получают, чаще всего, положительный ответ. Об этом красноречиво утверждает такая цифра: на каждые 1000 браков в Индии приходится всего 11 разводов, то есть, чуть более 1%, в то время как в США - 46 %, в России же - более 70, а по другим источникам - приближается к 80%. 

Многие считают, что искусство любви в Индии стоит на недосягаемой для Запада высоте. Достаточно вспомнить только об одном общеизвестном и древнем произведении - "Камасутре"... Но в этой стране не принято рассуждать о сексе. Может быть, потому, что местные жители считают брак священной обязанностью, которая влечет за собой религиозные и социальные обязательства?

На снимке: 
Статуя Бога Шивы в Мурдешваре высотой 37 метров. Внутри нее находится музей, посвященный гокарнской легенде о Раване и Атма-лингаме. 


  ...В это утро я проснулась особенно рано и интуитивно взглянула в окно. Там начинался рассвет, раскрашивая небо не обычными оранжевыми бликами, а ярко-красными. Казалось, что эти краски, насытив, как губку, небо над Индией, растеклись по всему небесному куполу и видны во многих странах мира. Я включила компьютер и открыла почту. На E-mail прямо на моих глазах упала открытка Happy Mahashivaratri всего с одной фразой: "Ом намах Шивайя!" (Ом поклонение Благому!)

 

Именно в это утро я получила ответ на вопрос: "Почему картина, которую подарила мне Мария, выполнена в ярких, красных тонах? Почему земля не серая или черная, а словно горит- полыхает?" Да, конечно же - это смешались чувства путешественника: удивление и восторг от увиденного, необычайный подъем вдохновения, и даже жгучее желание - творить. А земля... От нее исходит не просто тепло, а жар-тапас, как добродетель, порождающая огромную силу. Индийские философы утверждают, что этой силой можно достичь всего, вплоть до владычества миром, и... получить огромное счастье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий