понедельник, 23 февраля 2015 г.

Балийский дом – живое создание

Очень многие строения, сооруженные человеком, имеют четкий образ, сформированный веками, и совершенно узнаваемы, где бы они ни были. Достаточно произнести «финский домик», и мы представляем компактное и уютное жилище из дерева, с камином, а иногда и с банькой.

Если скажут «русская баня», перед глазами встает традиционная парная наших предков, которая, кстати, выполняла в былые времена функции не только «места для очищения тела», но и множество других: помещение для примирения супругов, для смотрин невестки свекровью, для принятия родов и заживления ран.
Понятие «балийский дом», о котором я сегодня расскажу, также имеет уникальную, присущую только ему, архитектуру, или форму, и сакральный смысл, или - содержание. Причем, эти внешние и внутренние качества находятся в полной гармонии. 

Судите сами.

Традиционный балийский дом начинается со входа, и к нему ведут хотя бы несколько ступенек. Это своеобразная лестница в небо, в заоблачные дали, где для одних живут Боги, для других - Вселенский Разум. Поднявшись по ступенькам, открываешь тяжелую деревянную дверь, отделанную резьбой или лепкой. Во многих домах лестница прилегает к глубоким, не менее полметра, каменным воротам без верха. Это чанди бентар (Candi Bentar - «расколотые ворота»). И символизируют они космическую гору знаний, расколотую на две половинки: добро и зло, то есть, на те самые силы, которые и правят энергиями Вселенной. Ворота смотрят на море, и это тоже символично. Если злые духи выйдут из воды и попробуют войти в ворота, их створки непременно захлопнутся – в балийском доме не может быть незваных «гостей».

Если же этому «гостю» все же удастся войти во двор, там его будет ждать разочарование: за чанди бентар начинается невысокая стена алинг-селинг (aling-seling), или защита от злых сил. Разве будет какой-то безмозглый злыдень задумываться о том, что эту стену нужно просто обойти? Скорее всего, он посчитает эту преграду непреодолимой.
Во дворе любого балийского дома обязательно есть несколько фруктовых деревьев или цветущих кустарников, например, франжипани (frangipani), усыпанные плотными «звездами» из пяти лепестков. По поверью, эти цветы нежных расцветок очень любил Бог Вишну, поэтому и стали люди украшать ими подношения Богам – чананг. Да и сейчас франжипани в особом почете - они стали национальными цветами острова Бали.

Здесь же, в садике, обязательно есть фонтанчики с небольшим прудом, где плавают рыбки, или же рукотворные водопады. За цветочными кустами прячутся статуи добрых и злых духов (я тоже поставила фото с балийским духом, оно чуть ниже), а на самом почетном месте, возле домашнего храма, стоит статуя божества в накидке из клетчатой ткани поленг (poleng). Этот рисунок символизирует равновесие черного и белого, то есть, светлых и темных сил.

Балийский дом — это далеко не одно строение, а целый комплекс построек: для бабушек и дедушек, для их детей, для внуков... И каждое помещение как шедевр национального зодчества. Яркие черепичные крыши правильной формы, четырехскатные, с плавными загибами на углах. 
Окна большие, а в гостиной и столовой – во всю стену. И смотрят они на все четыре стороны света, чтобы через приоткрытые створки, а также через специальные отверстия над каждой дверью всегда поступал в дом свежий воздух. Такое легкое вентилирование помогает обходиться без кондиционера, ведь на Бали круглый год плюс – минус 26 градусов.

Дома щедро украшены барельефами и скульптурами, эти произведения народного творчества может изготовить едва ли не каждый житель острова, ну, а остальные смогут приобрести их в многочисленных мастерских, занимающих целые улицы.

А знаете, что самое важное в балийском доме? Домашний храм санггах (sanggah)! Он есть практически в каждом комплексе семейных построек. Это многоярусная башня, к которой ведут опять же «ступеньки в небо». По лестнице поднимаются для того, чтобы возложить Богам ежедневные подношения – чананг (сanang), корзиночки из пальмовых листьев, наполненные рисом, лепестками цветов, в первую очередь – франжипани, фруктами и сладостями. 

Домашний храм, как правило, смотрит в сторону священной горы Гунунг Агунг (Gunung Agung), той самой горы, на которой, по преданию, и живут Боги. На семи террасах ее склона расположился главный храмовый комплекс острова - Пура Бесаких (Pura Besakih), названный «Матерью всех храмов». А венчает его «божественная троица» Санг Янг Тига, или индуистская триада: Брахма, Шива, Вишну.



Согласны с тем, что у любого живого существа самое главное – голова? Головой балийского дома (местные жители не сомневаются в том, что жилище – живое создание!) является домашний храм санггах.  Жилые постройки – это руки, а кухня, амбар и прочие вспомогательные строения – ноги.
На фото справа тоже видно домашний храм. Видите в верхнем левом углу? 

В моем романе «Живые тени ваянг» (wayang – индонезийский театр теней) героиня спряталась «в ногах», что и спасло ей жизнь. А произошло это так. В 1906 году, когда Бали оккупировали голландские захватчики, погибла почти вся семья известного архитектора Агуса Хериянто. Глава семейства и его сын Ади последовали примеру короля Бали и вместе с другими патриотами острова, чтобы не стать рабами, совершили пупутан (puputan - ритуальное массовое самоубийство). Жена архитектора, Булан, и их дочка Диан находились вне дома и погибли от рук солдат, а Интан, юная беременная супруга Ади, осталась живой. И все благодаря тому, что скрывалась в родительском доме. Девушка последовала наказу матери и спряталась «в ногах» - в самом дальнем стареньком сарайчике, где когда-то располагалась мастерская скульптора деда.

Когда взлетели в небо языки пламени, Интан осознавала, что горят не бревна и доски, а «голова» и «руки» дома. Тогда она еще сильнее прижалась к «ногам» родной обители, хранившей тепло семейного очага сначала прадеда, а потом деда и, наконец, – отца...  И обратилась с молитвой к одной из статуэток – поделок деда: «Помоги мне, Бог Шива! Когда родится сын Вира, он будет настоящим героем...» (Wira с индонезийского «герой»). Так и случилось. Сгорело все, кроме молившей о спасении Интан и ее младенца, появившегося на свет в столь критический момент!


Так что у понятия «балийский дом» очень глубокий, как я уже сказала, сакральный смысл. Это живое творение рук человека, которое, как и все здравствующее на земле, оберегают Боги. И потому в экстремальных ситуациях дом может стать для человека священным пространством, местом, которое непременно устоит перед злом.

Если бы не Эдуард Кок, то нашелся бы другой человек, который сказал бы: «My house is my castle!» («Мой дом – моя крепость!»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий