воскресенье, 1 марта 2015 г.

На «острове тысячи храмов»

Это было давно, еще в XVI веке, однако история в виде легенды сохранилась до наших дней. Однажды индуистский проповедник Нирартха приехал на небольшой островок, что находится недалеко от Явы, чтобы читать проповеди и собирать верных последователей санатана-дхармы, как называют свою религию верные ей адепты. Сидел он тогда на высокой скале, обратив свой взор к морю, и медитировал. И тут решил нарушить этот процесс другой священник, давно уже обосновавшийся в этих местах. И позавидовал он новичку, вокруг которого уже собрались люди, и решил выгнать его с острова.
В ответ на гнев, прозвучавший словно раскат грома, промолчал Нирартха и не прервал своей медитации. И тогда Боги наградили его за терпение и мудрость: скала, на которой сидел проповедник, оторвалась от берега и выехала в море.

И понял тогда Нирартха, что выполнил он приказ местного самодура – убраться с острова, но не оторвался от этих мест, поэтому дал слово построить на выехавшей в море скале храм. 


Так и появился один из известных балийских храмов, охраняемых ЮНЕСКО - Танах Лот, или храм морской земли.
Как только ни называют Бали! И «музеем искусств», и «островом богов», но чаще всего - «островом тысячи храмов». Говорят, что здесь находится не менее десяти тысяч храмов, с первого взгляда похожих друг на друга, но на самом деле чем-нибудь, да отличающихся. Какая богатая фантазия у этих мастеров!

Конечно же, такое количество достопримечательностей я посмотреть не могла, но вот самые популярные, всемирно известные храмы, а также небольшие домашние храмики, а они есть почти возле каждого дома, изучила как можно глубже.
На фото внизу: Храм Пура Улун Дану на озере Братан.

Понятие «балийский храм» предполагает, что это, чаще всего, индуистский храм, ведь на Бали, маленькой частичке огромной мусульманской страны – Индонезии, более 95 процентов населения исповедует именно эту религию. Забегая вперед, замечу, что для оставшихся пяти процентов населения довольно комфортно сосуществуют буддийские, мусульманские, а также христианские храмы. Правда, из последних главенствуют католические, затем идут протестанские, которые трудно назвать храмами в полном смысле этого слова, хотя они и являются местом для совершения богослужений и религиозных обрядов. А вот православных храмов здесь нет, хотя желающие могут легко найти священника и заказать ему службу или обряд.

Индуистский храм совершенно не похож на православный, посещаемый русскими. Если в церкви с златоглавыми куполами красочно оформлены внутренние помещения: роспись стен и потолка, иконы и цветные витражи, массивные люстры и подсвечники, то в индуистском храме вся красота находится не внутри, а снаружи. Это орнамент из цветов, животных и птиц, рисунки и лепка божественных существ и балийских духов, и конечно же – их скульптуры. Многие из них стоят у входа перед воротами храма, или же перед ступеньками, по которым нужно подниматься, как по лестнице в небо, или же у самого храма, охраняя священное место от злых духов. Для усиления магического воздействия на них надеты повязки поленг, в крупную черно-белую клетку, символизирующую силы добра и зла.


Балийский храм – это не одно помещение, а комплекс строений, размещенных в общем дворе. Есть здесь и алтари, и жертвенники, и постройки для проведения ритуалов в честь богов, а также памяти умерших предков. Как правило, ведут во двор высокие раздвинутые ворота – чанди бентар, которые называют еще «расколотыми воротами». По поверью, не пройдет через них ни плохой человек, ни злой дух – ворота непременно захлопнутся и раздавят бесов.
За ними – сигнальные башни и различные подсобные помещения, вплоть до амбаров, где хранится главный продукт питания – рис, или же площадок для проведения традиционных петушиных боев. 

Следующие ворота – настоящее произведение искусства, с резьбой и башенками. Они настолько утонченной, возвышенной архитектуры, что кажется – сделаны для самих богов. И уже в следующем дворе, а в некоторых храмах и в третьем дворе – трны для богов, или же для божественной троицы - Санг Янг Тига (индуистская триада Брахма, Шива, Вишну).
Рядом с храмом Танах Лот стоит еще один храм - Бату Болонг, что переводится как «храм с дыркой в камне». Нередко его считают частью Танах Лота, ведь по другой легенде именно на этом месте священник Нирартха был принят богами на небо. Однажды он так усердно медитировал, что буквально растворился в воздухе на глазах у изумленных людей.

А это – не менее известный храм Гоа Гаджа, буквально - Пещера Слона. Представьте себе, насколько трудоемкой и филигранной была работа по вырубанию в каменистом склоне столь огромного грога! Пещера существует с времен Бронзового века, около 300 года до н.э. Говорят, еще во 11 веке она была убежищем индуистских отшельников, вынужденных скрываться от преследований.

Ни один турист не уедет с Бали, пока не увидит Великолепный Таман Аюн, дословно «прекрасный сад». Это фамильный храм династии Менгви, одной из древних. Если кто-то читал мой роман «Живые тени ваянг», то вспомнит, что главный герой по имени Сухарто был потомком именно этой династии. Два талисмана со знаком Менгви Сухарто спрятал в укромном месте, почти на вершине Гунунг Агунга, на котором, по поверью, и живут балийские боги, а когда наступил «час икс» - достал «сокровище». Один из этих талисманов, считающийся женским, будет подарен возлюбленной героя, голландке Катарине.

Вот так маленькая семейная реликвия уедет из Южного полушария земного шара в Северный, чтобы через триста лет соединить людей разной культуры и разного вероисповедания.


Чем же примечателен храм Таман Аюн? Во-первых, множеством пагод, или сужающихся кверху ступ, что делает его похожим на святую гору Махамеру, где, по поверью, и находятся жилища верховного божества и душ предков.  Во-вторых, красотой территории: комплекс строений окружен широкими каналами, и попасть к храму можно только через мост, проходящий сквозь традиционные ворота чанди бентар – «расколотые ворота». А внутри раскинулся пруд с девятью фонтанами, по числу основных балийских богов.
С этой природной красотой, кажется, совсем не гармонирует огромная скульптура чудища с демоническим ликом, которая находится во внутреннем дворе . Но это и есть один из защитников храма.

Но самым священным местом на Бали считается индуистский «Храм матери», или Пура Бесаких, что раскинулся на семи террасах горы Гунунг Агунг. Здесь более восьмидесяти храмов, объединенных в двадцать два мини-комплекса. Есть поверье, что именно сюда спускаются боги, навещая землю. Поэтому так много здесь и родовых гробниц балийских индуистов, сооружение которых, кстати, относится к XI веку.

На религиозные праздники к этому храму стекаются верующие со всего острова. Это поклонение духам Великой горы стало такой же традицией, как паломничество в Мекку у мусульман.



Комментариев нет:

Отправить комментарий