четверг, 29 января 2015 г.

Минангкабау – самое крупное матриархальное племя на планете

В №12 газеты «Оракул» за 2014 год есть статья «Женская территория», в которой идет рассказ о мосо – «крохотной народности Китая, где матриархальные традиции необычайно сильны». И вот что удивительно: автор Сергей Евтушенко дважды утверждает, что мосо – единственный матриархат на планете.
А ведь это далеко не так. На Земле существуют десятки других племен, социальная организация которых основана на родстве по женской линии: западные чамы из Вьетнама, кхаси, ранатхари и гаро из Индии, вайю (гуахира) из Венесуэлы, ашанти из Ганы, дагомейцы из Республики Дагомея, йоруба из Нигерии, Того, Бенина, Ганы и Канады, мбути из Конго, пигмеи из Руанды, Бурунди, Заира, Конго, Камеруна, Габона и даже - религиозная община амишей из Соединенных Штатов. 
Но самым многочисленным, около семи миллионов человек, был и остается народ минангкабау, проживающий сегодня в Индонезии и Малайзии. Только представьте себе, что его контингент по численности равен населению Латвии, Литвы и Эстонии, вместе взятых, в то время как состав мосо не превышает 57500 человек, что чуть больше Монако или Сан-Марино.

...Это произошло на островах, которые сегодня входят в состав современной Индонезии. Событие имеет дату – конец XVII века, но не потеряло актуальности и ныне. И вот почему.
Молодой человек по имени Сухарто направлялся в лодке на свадьбу своей сестры и был схвачен голландскими солдатами, которые служили на Яве, самом крупном колониальном острове Ост-Индии. С этого дня Сухарто познал рабский труд на одной из плантаций Батавии (ныне – Джакарта), где и располагалась тогда резиденция Ост-Индской компании. Главной мечтой была свобода, и молодой раб начал готовить побег на родной Бали, пока еще не захваченный голландцами. Ускорил побег случай. Парень стал свидетелем едва не случившегося изнасилования Катарины Блэнк, жены одного из служащих компании, и вынужден был бежать вместе с ней. Спасение европейской особы и от позора, и от физической гибели, грозило смертью уже обоим.

Увы, солдаты догнали беглецов... Однако, в судьбе героя произошел счастливый поворот: Сухарто, избитого до полусмерти, подобрали проходившие мимо колдуны и знахари – дукуны племени минангкабау. И они его не бросили в беде, а вылечили травами и снадобьями. Парень был без сознания и постоянно бредил: «Сухарто... Катарина... Блэнк...». Потому и стали его называть Сухарто Блэнк, посчитав «Блэнк» частью женского имени «Катарина».

Русским читателям, у которых есть имя, а также отчество и фамилия, трудно понять поступок дукунов минангкабау. Дело в том, что у этой этнической группы, как, впрочем, и у многих других народов Индонезии, нет ни фамилии, ни отчества. Зато их имена не всегда так просты, порой они не только одинарные, но и двойные и даже тройные. Но самое интересное, что имя, на равных с наследством, имуществом и всеми привилегиями, передается по «женской линии». Так было в XVII веке, так есть и в наши дни.


Я рассказала сейчас всего один лишь эпизод из феерической истории любви, начавшейся на Бали триста лет назад и описанной мной в романе «Живые тени ваянг». (Ваянг, индонез. wayangиндонезийский театр теней. Это и куклы, и театр, и представление, но в первую очередь – ритуал общения с духами). 

***

На Суматре, самом западном острове нынешней Индонезии, еще в XIII веке существовало феодальное матриархальное государство Минангкабау. Жили люди автономной деревенской общиной – нагари, где абсолютной собственностью на землю и имущество обладали женщины. Впоследствии эти племена поселились и на других островах, в том числе и на Яве, и до сих пор продолжают традиции своих предков.

Главной ячейкой этого общества стала сапаруи, или большая семья из родственниц по женской линии. Объединяет их крыша одного дома, но это жилище настолько просторно, что походит больше на дворец. Именно женщины, а не мужчины, содержат семью. Причем, местным дамам не возбраняется уезжать из материнского гнезда, чтобы получить образование, профессию, или просто посмотреть на свет. Как правило, они возвращаются в родные места, чтобы выбрать себе мужа.
После свадьбы молодожены живут в доме жены, ведь согласно племенному закону, все клановое имущество минангкабау передается от матери к дочери. В чем сходятся взгляды представителей обоих полов? И те, и другие, твердо уверены: самое главное на свете - это мать. Кстати, церемония бракосочетания - одна из самых пышных, хотя существует и множество других обрядов: благословение новорожденного, а позже – обрезание ребенка, инаугурация лидеров клана, траурная церемония, а также торжества в честь охоты на дикого кабана, или же к началу сбора урожая. Обязательно отмечаются и религиозные праздники - многие члены этой этнической группы исповедают ислам, не отрицая, однако, древних верований, оставшихся от индуистского и буддийского влияния, особенно имеющих отношение к злым духам и оборотням.

Скорее всего, эти религиозные представления и оказали влияние на развитие литературы минангкабау. Она богата приключенческими произведениями, сказками и загадками, "сдобренными" индийским эпосом. Поэтому не удивительно, что среди известных писателей, ученых, общественных деятелей Индонезии выходцы минангкабау занимают одно из ведущих мест. Достаточно назвать имена основоположника индонезийского романа Абдула Муиса, или же писателей Мараха Русли, Мохаммада Раджаба, Асрула Сани.

В основу многих произведений, рассказывающих об этом удивительном народе, легла  древняя легенда о происхождении названия – «минангкабау». Якобы, в конце XIII века на Суматре появились яванские войска государства Сингасари, проводившие в то время политику захвата территории близлежащих островов. Местные жители не собирались подчиняться военной силе, но как не допустить потерь? И тут старейшины предложили решить вопрос не битвой людей, а поединком животных. Практичные яванцы выставили на соревнование самого большого и сильного буйвола - карбау, а местные жители вывели маленького, да еще и голодного, теленка. И вот ведь на какую хитрость пошли хозяева Суматры: привязали к рогам теленка острые ножи. Когда прозвучала команда, и животных выпустили, теленок побежал навстречу буйволу и начал искать у него вымя, ведь он так хотел молока. Разве мог несмышленыш и подумать о том, что пропорет брюхо своему противнику? С тех пор и стали называть обитателей этой местности минангкабау: «минанг» - «победа», «кабау» - «буйвол», то есть, «победить буйвола».

На самом же деле во времена Сингасари стремление объединить земли, ныне входящие в состав Индонезии и отчасти Малайзии, в единую империю – Нусантару, было присуще только новым правителям. Старики противились сплочению, они выступали за то, чтобы политика Сингасари не распространялась за пределы Явы. Скорее всего, именно на этой почве и появилась сохранившаяся до наших дней легенда.

Устои матриархального племени минангкабау подробно описал известный американский ученый, этнограф, социолог, историк Льюис Генри Морган. Кстати сказать, он же поведал и о матриархальных племенах индейцев. Помните роман Фенимора Купера «Зверобой, или Первая тропа войны»? А знаете ли вы, что ирокезы, жестокие и коварные индейцы с одним длинным пучком волос на выбритой голове, о которых рассказал нам автор, родом были из самого что ни на есть матриархального общества? Мужчины в нем ходили на войну и на охоту и даже возглавляли племя. А женщины назначали и смещали этих вождей, кроме того, что занимались хозяйством, владели землей и недвижимостью.

Оказывается, матриархат – очень прочная социальная структура, которая почти не меняется со временем, даже через столетия. Так произошло и с племенем минангкабау. Конечно же, многие местные представители «сильного пола» ныне недовольны таким укладом жизни и ищут счастье в других регионах Индонезии или за ее пределами. Например, в соседней Малайзии появился целый штат, заселенный выходцами минангкабау. Те же, кто остается в племени, полностью подчиняются его законам и поддерживают традиции: мужчины отвечают за мир и спокойствие, а представительницы "слабого пола" хранят титулы и привилегии, передают своим дочерям наследство и имя.


Комментариев нет:

Отправить комментарий