суббота, 2 ноября 2019 г.

Моя балийская кукла Самиаджи


Знакомьтесь, эту куклу зовут Самиаджи! Подумали, что девочка? Вот и Комангу, другу Бимы, тоже так показалось. Но... он ошибся. Самиаджи — это парень.
Теперь спросите, а кто это — Бима? Это балийский паренек, герой моего романа «Живые тени ваянг». Он научился изготавливать вот такие куклы.

В романе я написала, что Самиаджи смастерил Бима, а на самом деле я купила куклу в гипермаркете, в отделе сувениров. Ее рост примерно 70 см, сама она плоская и закреплена на палочки-чемпурины, так что может двигаться — и ходить, и прыгать, кивать головой и размахивать руками, причем, как всей рукой, так и только до локтя. Вот что написала я об этой кукле в своем романе:

— Ух ты, красивая! — Команга только что приняли в коллектив молодых художников вроде подмастерья-подсобника, и он уже с первого дня начал проявлять к куклам необычайный интерес. — Все туловище — золотое, а на саронге — тоже золотые узоры! И сколько дырочек! Ты что, каждую вырезал?


— Конечно! — Бима нежно погладил ажурный саронг куклы. — Видишь, какой узор мелкий? И каждую деталь нужно закрашивать отдельно... А лицо? Здесь есть и нос, и губы... А это — уши!

Плоская голова куклы была действительно искусно вырезана, а лицо имело благородное, немного женственное, выражение, правда, чуть надменное. Тонкая работа даже создавала видимость объема.

— Ты из картона ее сделал? — не унимался Команг.
— Что ты! Кукла — из кожи буйвола... Да, ты, наверное, подумал, что это девушка?
— А разве нет? У нее длинные волосы уложены в высокую прическу...
— А грудь? Видишь, здесь только маленькие пипочки... Это парень, и зовут его Самиаджи.

И вот на прошлой неделе, когда мы переезжали в новый дом, пришлось попрощаться с Самиаджи. Я сфотографировала его на память, а для этого повесила куклу на гвоздь старой стены, да еще и с огромной трещиной после землетрясения. Прощай, дружок!
Местные люди утверждают, что куклу ни в коем случае нельзя возить туда-сюда, она привыкает к одному месту жительства. Но главное еще и в том, что если у куклы есть имя (а это имя стоит на бирке), то, значит, есть и характер. А какой он? Об этом мы не знаем, поэтому может произойти у меня или же у других членов семьи конфликт с Самиаджи.

Так считают практически все балийцы — от мала до велика. Вот почему слово «ваянг», что переводится как театр, на самом деле означает и театр, и представление, и даже — куклы, но — в первую очередь — ритуал общения с духами. Так что фразу «живые тени ваянг» другими словами можно сказать «всегда живые куклы театра теней».

В Индонезии, кроме театра теней (он называется ваянг кулит) есть еще и театр плоских марионеток вроде Самиаджи (ваянг келитик). Есть театр объемных кукол (ваянг голек), театр актеров в масках (ваянг топенг), театр актеров без масок (ваянг оранг). И ни одно представление не начинается без общения с духами. Зрители сидят в зале и наблюдают, как ведущий (даланг) выносит чашу риса, еще какую-то еду и кладет все это на сцене как приношение богам. И, только получив благословение на начало представления, выходят актеры.

О, что-то я уже здесь заговорилась! О театре можно рассказывать до бесконечности! Начала с Самиаджи, им и закончу! Спасибо тебе, дружок, за то что все эти годы, когда ты жил с нами, мы были счастливы. И — прощай!


Более подробно об этом рассказывается в моем романе "Живые тени ваянг" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий