Знакомьтесь, эту
куклу зовут Самиаджи! Подумали, что девочка? Вот и Комангу, другу Бимы, тоже
так показалось. Но... он ошибся. Самиаджи — это парень.
Теперь спросите, а
кто это — Бима? Это балийский паренек, герой моего романа «Живые тени ваянг».
Он научился изготавливать вот такие куклы.
В романе я
написала, что Самиаджи смастерил Бима, а на самом деле я купила куклу в
гипермаркете, в отделе сувениров. Ее рост примерно 70 см, сама она плоская и
закреплена на палочки-чемпурины, так что может двигаться — и ходить, и прыгать,
кивать головой и размахивать руками, причем, как всей рукой, так и только
до локтя. Вот что написала я об этой кукле в своем романе:
— Ух ты, красивая!
— Команга только что приняли в коллектив молодых художников вроде
подмастерья-подсобника, и он уже с первого дня начал проявлять к куклам
необычайный интерес. — Все туловище — золотое, а на саронге — тоже золотые
узоры! И сколько дырочек! Ты что, каждую вырезал?
— Конечно! — Бима
нежно погладил ажурный саронг куклы. — Видишь, какой узор мелкий? И каждую
деталь нужно закрашивать отдельно... А лицо? Здесь есть и нос, и губы... А это
— уши!
Плоская голова
куклы была действительно искусно вырезана, а лицо имело благородное, немного
женственное, выражение, правда, чуть надменное. Тонкая работа даже создавала
видимость объема.
— Ты из картона ее
сделал? — не унимался Команг.
— Что ты! Кукла —
из кожи буйвола... Да, ты, наверное, подумал, что это девушка?
— А разве нет? У
нее длинные волосы уложены в высокую прическу...
— А грудь? Видишь,
здесь только маленькие пипочки... Это парень, и зовут его Самиаджи.
И вот на прошлой
неделе, когда мы переезжали в новый дом, пришлось попрощаться с Самиаджи. Я
сфотографировала его на память, а для этого повесила куклу на гвоздь старой
стены, да еще и с огромной трещиной после землетрясения. Прощай, дружок!
Местные люди
утверждают, что куклу ни в коем случае нельзя возить туда-сюда, она привыкает к
одному месту жительства. Но главное еще и в том, что если у куклы есть имя (а
это имя стоит на бирке), то, значит, есть и характер. А какой он? Об этом мы не
знаем, поэтому может произойти у меня или же у других членов семьи конфликт с
Самиаджи.
Так считают
практически все балийцы — от мала до велика. Вот почему слово «ваянг», что
переводится как театр, на самом деле означает и театр, и представление, и даже
— куклы, но — в первую очередь — ритуал общения с духами. Так что фразу «живые
тени ваянг» другими словами можно сказать «всегда живые куклы театра теней».
В Индонезии, кроме
театра теней (он называется ваянг кулит) есть еще и театр плоских марионеток
вроде Самиаджи (ваянг келитик). Есть театр объемных кукол (ваянг голек), театр
актеров в масках (ваянг топенг), театр актеров без масок (ваянг оранг). И ни
одно представление не начинается без общения с духами. Зрители сидят в зале и
наблюдают, как ведущий (даланг) выносит чашу риса, еще какую-то еду и кладет
все это на сцене как приношение богам. И, только получив благословение на
начало представления, выходят актеры.
О, что-то я уже
здесь заговорилась! О театре можно рассказывать до бесконечности! Начала с
Самиаджи, им и закончу! Спасибо тебе, дружок, за то что все эти годы, когда ты
жил с нами, мы были счастливы. И — прощай!
Более подробно об этом рассказывается в моем романе "Живые тени ваянг"
Комментариев нет:
Отправить комментарий